И тогда Говорухин говорит Высоцкому...

Юрий Стома
На  дворе далекий  1961  год.


30-летний   режиссер Станислав  Говорухин    едет     в    горы,  чтобы со  своим  однокашником     Борисом  Дуровым    снимать    дебютную  картину «Вертикаль».


        Трансцендентальный  фильм   со    всякими   мистическими      совпадениями  и     прочими   невидимыми     миру      странностями. 29-летний  Володя Высоцкий  играет  в  фильме  альпиниста,    которого    тоже      зовут  Володей!  Лариса    Лужина  в  «Вертикали»  --- альпинистка      Лариса!  И      бдительная  советская  цензура  пропустила       такое     явное    идеологическое   безобразничание.  Да    и    название,   которое, как ни крути,    явно  перекликается  даже с    сегодняшними    реалиями.


         И вот   днем    ударными  темпами идут съемки  на  натуре, группа в поте лица создает шедевр, а  вечером, помывшись и приведя  себя в порядок,   по    давней  традиции  наносит  визит  в ресторан. Но,  конечно, без всяких пьянок  и прочих   перепитий:  Станислав   Сергеевич  и   в  30  лет такие  дисциплинарные      расслабоны    всегда пресекал  на    корню    железной    рукой.


        За    лучшим  столиком сидят  вчетвером:   Говорухин, Дуров, Лужина    и    Высоцкий. Пьют  марочное   вино, едят шашлыки    из   первосортной баранины, запивают    целебным    нарзаном и  закусывают бесподобными  кабардинскими     хлебцами.  Представьте  буханку   белого хлеба, уменьшите ее   в семь или  восемь   раз, уберите  верхнюю   поджаренную   корочку  ---  получится натуральное  яство  из  превосходной  пшеничной     муки  и без каких-либо   нынешних наполнителей,  разрыхлителей,  ароматизаторов и прочей   химии. Горский     натур-продукт     по рецепту   многовековой      давности.


       Короче,  работники  киноискусства  пируют  не спеша,  светски  общаются, официанты  носятся, как    на    роликах,  едва   ли   пылинки  не    сдувают  с  дорогих  столичных гостей. И  тут  Высоцкий  говорит:


        ---  Стас, ты  знаешь, я тут новую песню  написал…


        ---   Отлично,   отлично, ---  говорит Говорухин. ---  А то что  же мы сюда жрать пришли и  в  хлам    напиваться?  Лариса  Анатольевна, вы     не  возражаете   против  бардовских песен?


        27-летняя  Лужина смеется в знак  согласия.


  Говорухин величественным     жестом  останавливает      ресторанный оркестр.  Музыканты,  уже привыкшие   к  эксцентричным  выходкам    киношников, покорно    удаляются     на     перекур. Владимир    Семенович  достает  с подоконника   из-за    занавесок  гитару.


---  Вы извините, конечно,   песня новая,     еще     не    обкатанная.   Вы  ---   самые первые   ее     слушатели.  В общем... «О     друге»…


          И    после вступительного    аккорда начинает:


         ---   Если  друг  оказался   вдруг
         и не  друг  и   не  враг,  а ---так.
      Если   сразу  не    разберешь,
    плох он  или  хорош…

 
---    Момент-момент…   ---  останавливает  его Говорухин. ---  Как там       дальше? --- Поднимает  глаза   к потолку,  вспоминая.  Декламирует:  --- Парня в горы тяни,  рискни. Не  бросай  одного его. Пусть  он в связке с тобой одной ---  сам   поймешь, кто такой…

         И  шпарит   наизусть   весь текст  до   конца!  Вот   такая,  блин, антипремьера.


         Высоцкий  с   вытаращенными   глазами  и   отвисшей  челюстью  пребывает в      явном    нокдауне.  Лужина  переводит  взгляд  с одного застольника  на     другого,   явно не  понимая,   что    происходит и     как, собственно,     реагировать.


        ---  Плагиатируешь  потихоньку?  Выдаешь чужие  вещи за свои?  Нехорошо, Володя, несолидно. Это ж  классика, ---  говорит Говорухин, а сам полуботинком  под   столом  Дурова толкает.


          Второй   режиссер, проглотив  очередной кусок    шашлыка, запивает  его  «Цинандали» и солидным  басом  подтверждает:


        ---  Да-да, это  Николай   Гумилев.  Абсолютиссимо. Известное стихотворение  1913  года.


         ---   Написано   в    мае   1913  года, ---  говорит   Говорухин, ---   во   время Второй      экспедиции   в   Абиссинию.  Посвящено племяннику Гумилева,  как  его? ---  Щелкает    пальцами, помогая памяти.

 
        ---  Тоже   Коля…  У-у… Как  его?  Коля    Сверчков! Его потом чуть не съел крокодил,  --- подключается  к разговору    Лужина. ---  Гумилев    его     взял   в     экспедицию   в качестве   фотографа. Нам  на курсе  Сергей    Аполлинариевич  рассказывал.


       ---   В «Вокруг   света»   про это тоже писали,  --- добавил  дровишек  в костер   Борис     Дуров. --- В  «Науке и жизни»      большая           статья     была.  Облажались вы,    милостивый  государь. 

               
       --- Да  вы что, ребята?  Этого    просто  не может быть! Я две ночи сочинял.  Сам!  У    меня черновики еще сохранились.  Могу показать.


        ---  А я,  вот в   Москву  вернемся,  могу   на пару  дней дать раритет    из        моей библиотеки. Сборник  Гумилева,  еще   дореволюционное    издание. Я  и  Стасу  давал.  Думаешь, откуда он    его    наизусть  выучил?
 
        ---  Хорошо, что ты   нам сначала хотел   показать  эту  «новинку», --- говорит  Говорухин,  набивая     и      раскуривая   трубку. ---  Исполнил  бы    где-нибудь   на   концерте, получился    бы    кололоссале    скандале. Надо  же,   средь бела     дня обокрасть самого   Гумилева…


       ---   У   Гумилева,   между    прочим,  родственники  есть.   Могли   бы   на тебя в суд подать    за     типичное  художественное   воровство интеллектуальной собственности,  --- бросает Дуров очередной раскаленный уголек на    раны  Высоцкого.


         ---   Мужики,  или     я натурально чокнулся   или  вы  совсем с ума сошли!
         
---   Володя,    если ты специалист такой большой в       области  психоанализа, может, ты    знаешь,  что такое  дежа   вю?  Это,   брат,  такая серьезная штука…  Сдвиг    в        памяти.  Ложные воспоминания. Да  не  переживай ты    про    свою   «авторскую» песню.  Ну сел в лужу ---  не ты первый,   не ты последний.  У  Шекспира  всю    дорогу было  страшное  дежа вю  ---     ни  одного       своего     сюжета.   Чехов     Антон Палыч  им страдал. Многие великие люди.   Так что, друзья мои,  прошу наполнить бокалы и обратиться в слух.     Тост...   


           Одного  оператора     спросили: «Ты      сможешь  снимать    кино, если     выпьешь стакан    водки?».   Оператор  подумал и  ответил: «С трудом,  но смогу».   «А если  выпьешь целую бутылку?». Оператор   махнул     рукой: «После бутылки снимать  легко.  Но только в качестве режиссера!».

 
           Так выпьем  же  за     чувство юмора в кино.
   А тебя, Володя,  от всей души поздравляю   с  первоиюльским розыгрышем!


              Воспоследовал взрыв    смеха.  Дольше  и  громче   всех       смеялся   сам      Высоцкий.


             ---  Подождите,   а как же…  Не пойму,  в   чем тут фенька?


        ---  Проще   простого,    Володя, --- охотно  объяснил  Дуров.--- Мы заходили   за тобой  в номер, а ты  принимаешь душ.  Постояли, подождали.   На столе лежали какие-то  листки.  Станислав   Сергеевич  повертел их,  хмыкнул.  Ну   и  вернулись к  себе  в номер.   А через пару минут   ввалился ты  и    мы     пошли  на      ужин.


         ---    Фотографическая  память   Станислава    Сергеевича ---  это   еще одна    грань    его безмерного таланта… ---     начала     было    Лужина.


        ---  Лариса,        давай  без  фимиама. Извини,   конечно, Володя,    за   эту маленькую мистификацию.  Без обиды?    Хоп?     Ну и      договорились.   Но     классику   учи.   Люби   ее.  Ребята, давайте  выпьем   за классику! Классика  не  гонится     за   быстротечной модой. Классика       не боится        кризисов и   инфляций.  Классика   никогда     не   подведет, не предаст. Равнение   на    классику!
 
         И  Говорухин со  вкусом   начал     чеканить  каждое   слово:


          Жирный негр восседал на персидских коврах
          В полутёмной неубранной зале,

        Точно идол, в браслетах, серьгах и перстнях,
        Лишь глаза его дивно сверкали…